Посмотреть видеоролик На главную Отправить сообщение Карта сайта
Технодинамика
Главная страницаО Молнии → История предприятия

История АО УНПП «Молния»

Сегодня, Акционерное Общество «Уфимское научно-производственное предприятие «Молния», входящее в состав АО «Авиационное оборудование» – является ведущим российским предприятием в области авиационного агрегатостроения. История предприятия насчитывает более семи десятилетий.

Основными видами деятельности АО УНПП «Молния» являются разработка электрических систем зажигания и электронных систем автоматического управления для двигателей летательных аппаратов, их производство, модернизация и послепродажное обслуживание.

В состав предприятия входят два научно-исследовательских конструкторских отделения: (систем электронной автоматики и систем зажигания), КБ по разработке средств наземной автоматики и завод.

Разработанные АО УНПП «Молния» изделия применяются практически на всех двигателях самолетов и вертолетов, производимых в России и СНГ: Ту-134, Ту-154, Ту-204(214), Ту-334, Ил-76, Ил-86, Ил-96-300, Ил-114, Як-40, Як-42, Як-130, Ан-24, Ан-40, Ан-70, Ан-74, Ан-124, Ан-225, Ан-140, Су-24, Су-27, Су-30, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29, Бе-200, Ми-8, Ми-226, Ми-26, Ка-26, Ка-32 и др.

Перспективными направлениями деятельности АО УНПП «Молния» являются работы по глубокой модернизации электронных систем управления двигателей самолетов Ан 124 и вертолетов Ми-26Т2, а также по созданию модернизированной электронной системы управления ЭСУ-27М силовой установки самолета Ан-70; разработка и серийное освоение выпуска электронных систем управления с полной ответственностью (типа FADEC) для двигателей ТВ3-117ВМА СБМ1В 1 серии (ЭСУ-117В), Д-436-148 ФМ (ЭСУ-436М), Д-136-2 (ЭСУ-136), Д-18Т серии 3М (ЭСУ-18М) новых вертолетов (Ми, Ка различных модификаций), модернизированных двигателей самолета Ан-124, разрабатываемых и модернизируемых двигателей самолетов Ан-178 и Ан-158. По тематике АО «Авиационное оборудование» перспективными направлениями деятельности АО УНПП «Молния» являются разработка цифровых блоков управления самолетных систем (пожарной защиты, кислородного оборудования, противообледенительной системы) в интересах новейших отечественных самолетов.

В последнее десятилетие на «Молнии» проводятся активные работы в интересах нефтяной и газовой промышленности, ТЭК.

На УНПП «Молния» уделяется большое внимание социальным вопросам для сотрудников предприятия.

Деятельность предприятия за вклад в развитие экономики Республики Башкортостан неоднократно отмечалась дипломами Правительства РБ. А в 2013 г. АО УНПП «Молния» удостоено почетного звания «Лидер России 2013».

14 октября 1941 года наркомом авиационной промышленности был подписан приказ о немедленной эвакуации завода №161 из Москвы в Уфу, первым директором которого был М.Г.Масальский. В сложнейших условиях, без материальной базы для исследовательских работ, начало свою деятельность КБ. Конструкторский отдел возглавил первый главный конструктор Петр Филиппович Воронков.

Основной номенклатурой завода были свечи ВГ-2. Ими комплектовались поршневые двигатели самолетов во время Великой Отечественной войны. Все усилия были направлены на повышение ресурса и эксплуатационной надежности свечей. Из-за отсутствия отечественной керамики для свечных изоляторов и экранов, детали изготавливались из листовой слюды. С прекращением поставок слюды из Ленинградской области, оккупированной немецкими войсками, возникла необходимость перехода на совершенно новую изоляцию с термостойкостью 900-10000С. Таким материалом была высокоглиноземистая керамика. В то время в отечественной промышленности производства технической керамики не было и потребовалось решить сложные организационно-технические задачи по ее созданию. Уже в январе 1942 года по чертежам уфимских конструкторов первая партия керамических изоляторов была изготовлена в Саратове (своих высокотемпературных печей не было).

В сентябре 1942 года Московская керамическая лаборатория со своим оборудованием, документацией, с группой специалистов была переведена в Уфу. Несколько месяцев потребовалось для объединения творческих сил свечников Москвы, Саратова, Пензы и Уфы, чтобы они заработали в полную силу. Организация и объединение этого союза были возложены на Николая Константиновича Чекунова, второго главного конструктора КБ.

1943 год – впервые получена отечественная керамическая масса «Корундиз».

К 1946 году специалистами КБ, в основном, завершена фундаментальная разработка серийной технологии получения материала на основе окиси алюминия.

1947 год – начало выпуска свечей из керамического материала «Синаксаль». На базе этой же керамики создана свеча типа СД.

К концу 1947 года небольшая конструкторская группа выросла до 126 человек. В 1948 году после въезда КБ в новое здание создается моторная лаборатория, где проводился монтаж одноцилиндровых испытательных установок, а позже проходили испытания свечей.

В 1951 году приказом МАП главным конструктором КБ назначен Ю.И.Дмитриев.

Примерно в 1953 году, заместителем главного конструктора был назначен Е.Т.Богомолов, что существенно укрепило позиции КБ. К этому времени был создан достаточно полноценный задел технических разработок, переданных и передаваемых в серийное производство, которые послужили надежным фундаментом всей дальнейшей работы КБ по обеспечению отечественного двигателестроения современными системами зажигания.

1956 год. Этот год по праву является днем рождения электронной автоматики и авиационной отрасли СССР. Тогда состоялся выпуск первого опытного электронного ограничителя температуры и был разработан корректор оборотов.

В том же году главным конструктором КБ был назначен лауреат Государственной премии СССР Евгений Трифонович Богомолов.

25 июня 1957 года постановлением Совета Министров СССР №713-342 КБ получило самостоятельный статус с условным наименованием почтовый ящик 140.

В связи с бурным ростом отечественного газотурбинного двигателестроения, КБ в 1957-1962 гг. начало разработку емкостных систем зажигания, работающих с искровыми и полупроводниковыми свечами. Это было большим шагом вперед в развитии систем зажигания в отрасли.

В мае 1959 года главным конструктором был назначен приказом МАП Василий Филиппович Гражданкин.

К 1960 году в КБ уже работало 324 человека. Объем выполняемых работ возрос в 3,2 раза по сравнению с 1947 годом.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР №758/316 от 8 ноября 1964 года и приказом МАП №175 от 30 апреля 1966 года нашему предприятию было дано открытое наименование: Уфимское агрегатное конструкторское бюро «Молния».

Стремление к повышению точности поддержания параметров авиационного двигателя, от чего в немалой степени зависят его ресурс и экономичность, остро встал вопрос максимального использования цифровых методов обработки информации о состоянии рабочего процесса в двигателе. В 1963 году был начат процесс разработки цифровой интегрирующей машины. В 1966 году первый образец машины был передан в Академию наук СССР. Дальнейший прогресс в развитии электронной техники привел к качественно новому этапу – микроэлектронике. Начался выпуск агрегатов на интегральных микросхемах. Конец шестидесятых – время зарождения комплексной системы регулирования двигателей с применением управляющих бортовых вычислительных машин. Это стало новым направлением работ, как конструктивных, так и схематических.

В это время КБ пополнилось значительным числом молодых специалистов с большим потенциалом знаний, полных энергии и желания творить. К этому периоду объем разработок возрос по сравнению с 1947 годом почти в 20 раз, а численность работников предприятия возросла до 1300 человек. Производственные площади возросли в 3,6 раза.

Таким образом, из малочисленной организации, занимающейся разработкой свечей для поршневых двигателей, КБ выросло в технически развитое, оснащенное необходимым оборудованием многопрофильное предприятие, обеспечивающее авиационную отрасль новейшими агрегатами с применением в своих конструкциях последних достижений науки и техники.

В семидесятые годы осуществлялась политика укрупнения предприятий, создания производственных объединений. В эту волну попало и наше предприятие. Приказом МАП №355 от 30 ноября 1971 года КБ вошло в состав Уфимского агрегатного производственно- конструкторского объединения им. 50-летия СССР.

Основным показателем производственного объединения в те годы являлся валовый объем, к тому же планирование производилось от достигнутого, естественно, генеральный директор был заинтересован в выполнении плана на текущий момент. Таким образом, КБ трансформировалось в серийное конструкторское бюро, а производственные мощности опытной базы стали в основном работать на выпуск серийной продукции. Не наука стояла в авангарде, а серия стала диктовать науке. КБ постепенно теряло свою научную индивидуальность, резко уменьшилось количество разработок. И не смотря ни на что, КБ все же решало сложнейшие задачи.

В 1976 году приказом МАП главным конструктором КБ был назначен Анатолий Николаевич Дегтярев.

Работа в составе объединения продолжала осложняться. Не хватало оборудования для текущих исследований и новых разработок, образовался дефицит площадей. Несмотря на то, что в 1972 году был введен в эксплуатацию новый корпус для КБ, на строительстве которого неоднократно работали почти все члены коллектива, часть площадей была занята серийным производством. Обострились отношения между администрациями коллективов. Многие деловые предложения КБ сопровождались конфликтами. Это сказалось и на показателях работы. Количество новых разработок КБ упала в 2 раза. Сдерживался высокий творческий потенциал инженеров.

Коллектив направил письмо министру с просьбой о незамедлительном выводе КБ из объединения. 1 июня 1983 года приказом МАП №218 Уфимское конструкторское бюро «Молния» было выведено из состава объединения и снова стало самостоятельным предприятием. Открылась широкая возможность научного поиска. Коллектив интенсивно стал восстанавливать утраченный потенциал.

С 1980 по 1986 годы – разработка и освоение в серийном производстве первой отечественной бортовой встраиваемой микроЭВМ «Молния-Д», вошедшей в состав ряда авиационных систем управления.

В 1986 году – КБ «Молния» становится головным разработчиком систем автоматического регулирования ГТД и интегрированных САУ силовыми установками летательных аппаратов. Предприятие продолжает заниматься системами зажигания для всех типов воздушно-реактивных двигательных установок

Конец 80-х -90-е гг. – кризис в стране и отрасли привел к кризису на предприятии: произошло резкое снижение объемов производства, и как следствие - сокращение кадров.

С 1 октября 1991 года по 26 марта 1996 года начальником УАКБ «Молния» был Чистяков Валентин Васильевич.

С 1991 года КБ "Молния" разработаны и освоены в собственном серийном производстве агрегаты и свечи зажигания нового поколения, которые в настоящее время успешно эксплуатируются на двигателях ПС-90А, ПС-90А1, ПС-90А-76, ПС-90А2, Д-436Т1/ТП, Д-436-148, АЛ-31ФП, АЛ-31ФН, АЛ-31ФМ1, АИ-222-25, ТА14-130, ТА-14, ТА18, ТА18-200, ТВ3-117 всех модификаций, в том числе ТВ3-117СБМ1, ТВ7-117СБМ-1В, ВК-2500, ТВ7-117С(Т,М), ВСУ-10, ТВД-20, Д-30КУ-154, Д-30КП, АИ-450МС, Д-27, М-14 (самолеты Ту-204, Ил-76, Ил-96-300, Ил-96-400Т, Ил-114, Ту-214, Ан-148, Як-130, Су-30МКИ, МКА, МКМ, Су-27СМ, J10 (КНР), МиГ-29К/КУБ, Ан-3 Ан-140, А-50, Ан-70Т, А50Э, Ил-86, вертолеты Ми-8МТ, Ми-24, Ми-17, Ми-171, Ми-28, Ми-28Н, Ка-26, Ка-31, Ка-26, Ка-50, Ка-52, Ка-30, их модификации и другие летательные аппараты), изд.36М, 37-01, а также используются в промышленных газотурбинных установках ПС-90ГП-1, ПС-90ГП-2, ПС-90ГП-3, ПС-90ЭУ-16, ПС-90ГП-25, НК-14СТ, НК-16СТ, НК-36СТ, НК-37СТ, НК-38СТ, Д-30ЭУ-1, Д-30ЭУ-2, Д-30ЭУ-6, АЛ-31СТ, Д-336Э, СЭС-75, ДР-59Л, ДЖ-59Л2, ГТД-6РМ, ГТД-8/РМ, ГТДЭ-10 и др.

В соответствии с приказом Министерства оборонной промышленности Российской Федерации №101к-р от 30.08.1996 г. с 1 сентября 1996 года генеральным директором – главным конструктором КБ «Молния» был назначен Распопов Евгений Викторович

В этом же году КБ «Молния» получает статус научно-производственного предприятия. Полным наименованием предприятия стало: Федеральное государственное унитарное предприятие «Уфимское научно-производственное предприятие «Молния» (ФГУП УНПП «Молния»)

С 1996 года - всю номенклатуру разрабатываемой продукции УНПП «Молния» производит самостоятельно.

С 1999 года – предприятие улучшает финансово-экономические показатели.

С 2000 года внедрены методы математического и полунатурного моделирования систем автоматического управления ГТД, методы синтеза и анализа алгоритмов управления, обеспечивающие устойчивость и требуемое качество процессов управления в САУ ГТД.

В 2003-2006 годах предприятием был разработан и внедрен на серийные двигатели ряд экологически чистых агрегатов зажигания (без радиоактивных ЭРИ) с увеличенным в несколько раз ресурсом, уменьшенной до 40% массой, и в 4 раза более стабильными выходными параметрами, соответствующими новым требованиям по ЭМС и стойкости к молнии, повышенной вибропрочности. Это позволило уменьшить стоимость жизненного цикла системы зажигания для самого массового семейства двигателей ТВ3-117 примерно в 1,5 раза. Аналогичные работы по уменьшению стоимости жизненного цикла проводятся по системам зажигания двигателей Д-436-148 для самолета АН-148, двигателей семейства ПС-90А для самолетов Ту-204, Ту-214, Ил-96-300/400, Ил-76МФ.

С 2006 года - начаты исследовательские работы по формированию облика систем зажигания следующего поколения для перспективных ГТД.

В последнее десятилетие предприятие проводит активные работы в интересах нефтяной и газовой промышленности и ТЭК. Доля неавиационной продукции в общем объеме производства составляет около 15 %. С 2007 года начата разработка взрывозащищенных устройств зажигания для наземной техники.

Среди важнейших разработок «Молнии» – система автоматического управления и контроля ГПА, станция катодной защиты подземных сооружений, автоматизированная эндоскопическая система для контроля внутренних поверхностей ГТД, установленных на объектах ТЭК, оптико-электронная система контроля наличия пламени в камерах сгорания ГТУ и топках котлов.

В 2009 году завершена разработка системы зажигания с изменяемыми выходными параметрами для двигателя ПС-90А2 самолета Ту-204СМ.

С 2009 года АО УНПП «Молния» вошло в состав холдинга «Технодинамика» Госкорпорации «Ростех».

1 июля 2011 г. – в соответствии с Указом Президента от 10.07.2008 г. № 1052 о приватизации предприятий, предприятие преобразовано в Открытое акционерное общество. Новое наименование предприятия: Открытое акционерное общество «Уфимское научно-производственное предприятие «Молния» (АО УНПП «Молния»). Ведомственная принадлежность: Госкорпорация «Ростех», АО «Авиационное оборудование».

В 2012 году завершена разработка системы зажигания для двигателей РД-33, РД-33МК самолётов МиГ-29К/КУБ.

В 2013 году взрывозащищённая плазменно-струйная система зажигания удовлетворительно выдержала испытания в составе морского (судового) двухтопливного двигателя ГТДЕ70/8РД разработки АО «НПО «Сатурн», пополнив ряд адаптированных к морским условиям систем зажигания ранее согласованных к применению на двигателях М75РУ, М70ФРУ.

Сегодня, Акционерное Общество «Уфимское научно-производственное предприятие «Молния», входящее в состав холдинга «Технодинамика» – является ведущим российским предприятием в области авиационного агрегатостроения. История предприятия насчитывает более семи десятилетий.

Основными видами деятельности АО УНПП «Молния» являются разработка электрических систем зажигания и электронных систем автоматического управления для двигателей летательных аппаратов, их производство, модернизация и послепродажное обслуживание.

В состав предприятия входят два научно-исследовательских конструкторских отделения: (систем электронной автоматики и систем зажигания), КБ по разработке средств наземной автоматики и завод.

Разработанные АО УНПП «Молния» изделия применяются практически на всех двигателях самолетов и вертолетов, производимых в России и СНГ: Ту-134, Ту-154, Ту-204(214), Ту-334, Ил-76, Ил-86, Ил-96-300, Ил-114, Як-40, Як-42, Як-130, Ан-24, Ан-40, Ан-70, Ан-74, Ан-124, Ан-225, Ан-140, Су-24, Су-27, Су-30, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29, Бе-200, Ми-8, Ми-226, Ми-26, Ка-26, Ка-32 и др.

Перспективными направлениями деятельности АО УНПП «Молния» являются работы по глубокой модернизации электронных систем управления двигателей самолетов Ан 124 и вертолетов Ми-26Т2, а также по созданию модернизированной электронной системы управления ЭСУ-27М силовой установки самолета Ан-70; разработка и серийное освоение выпуска электронных систем управления с полной ответственностью (типа FADEC) для двигателей ТВ3-117ВМА СБМ1В 1 серии (ЭСУ-117В), Д-436-148 ФМ (ЭСУ-436М), Д-136-2 (ЭСУ-136), Д-18Т серии 3М (ЭСУ-18М) новых вертолетов (Ми, Ка различных модификаций), модернизированных двигателей самолета Ан-124, разрабатываемых и модернизируемых двигателей самолетов Ан-178 и Ан-158. По тематике АО «Авиационное оборудование» перспективными направлениями деятельности АО УНПП «Молния» являются разработка цифровых блоков управления самолетных систем (пожарной защиты, кислородного оборудования, противообледенительной системы) в интересах новейших отечественных самолетов.

В последнее десятилетие на «Молнии» проводятся активные работы в интересах нефтяной и газовой промышленности, ТЭК.

На УНПП «Молния» уделяется большое внимание социальным вопросам для сотрудников предприятия.

Деятельность предприятия за вклад в развитие экономики Республики Башкортостан неоднократно отмечалась дипломами Правительства РБ. А в 2013 г. и в 2015 г. АО УНПП «Молния» удостоено почетного звания «Лидер России 2013» и «Лидер России 2015».

 

Генеральный директор-главный конструктор с 1996 г.


Распопов
Евгений Викторович

Главные конструктора и руководители отделений

dir05
Богомолов
Евгений
Трифонович

(1956-1959 гг.)
dir04
Гражданкин
Василий
Филиппович

(1959-1976 гг.)
dir03
Дегтярев
Анатолий
Николаевич

(1977-1991 гг.)
dir02
Чистяков
Валентин

Васильевич
(1991-1996 гг.)

dir07

Воронков Петр Филиппович
главный конструктор КБ (1941-1943 гг.)

dir08

Чекунов Николай Анатольевич
главный конструктор КБ (1943-1951 гг.)

dir06

Дмитриев Юрий Иосифович
главный конструктор КБ  (1951-1956 гг.)

dir09

Хайновский Борис Тимофеевич
Руководитель отделения систем зажигания
(1956-1983 гг.)

dir10

Фролов Анатолий Николаевич
Основатель и руко- водитель отделения систем электронной автоматики
(1957-1984 гг.)