Посмотреть видеоролик На главную Отправить сообщение Карта сайта
Технодинамика
Главная страницаО Молнии → История предприятия

История АО УНПП «Молния»

АО УНПП «Молния» – ведущее российское агрегатостроительное предприятие, входит в состав холдинга «Технодинамика». Занимается разработкой и серийным производством электронных систем автоматического управления, электрических систем зажигания и оптико-пирометрических систем для силовых установок летательных аппаратов.

Наряду с разработкой изделий управления и контроля ГТД АО УНПП «Молния» в последние годы ведется разработка компонентов систем жизнеобеспечения самолетов: пожарной защиты, кондиционирования воздуха, автоматического регулирования давления.

 

14 октября 1941 года наркомом авиационной промышленности был подписан приказ о немедленной эвакуации завода №161 из Москвы в Уфу, первым директором которого был М.Г.Масальский. В сложнейших условиях, без материальной базы для исследовательских работ, начало свою деятельность КБ. Конструкторский отдел возглавил первый главный конструктор Петр Филиппович Воронков.

Основной номенклатурой завода были свечи ВГ-2. Ими комплектовались поршневые двигатели самолетов во время Великой Отечественной войны. Все усилия были направлены на повышение ресурса и эксплуатационной надежности свечей. Из-за отсутствия отечественной керамики для свечных изоляторов и экранов, детали изготавливались из листовой слюды. С прекращением поставок слюды из Ленинградской области, оккупированной немецкими войсками, возникла необходимость перехода на совершенно новую изоляцию с термостойкостью 900-10000С. Таким материалом была высокоглиноземистая керамика. В то время в отечественной промышленности производства технической керамики не было и потребовалось решить сложные организационно-технические задачи по ее созданию. Уже в январе 1942 года по чертежам уфимских конструкторов первая партия керамических изоляторов была изготовлена в Саратове (своих высокотемпературных печей не было).

В сентябре 1942 года Московская керамическая лаборатория со своим оборудованием, документацией, с группой специалистов была переведена в Уфу. Несколько месяцев потребовалось для объединения творческих сил свечников Москвы, Саратова, Пензы и Уфы, чтобы они заработали в полную силу. Организация и объединение этого союза были возложены на Николая Константиновича Чекунова, второго главного конструктора КБ.

1943 год – впервые получена отечественная керамическая масса «Корундиз».

К 1946 году специалистами КБ, в основном, завершена фундаментальная разработка серийной технологии получения материала на основе окиси алюминия.

1947 год – начало выпуска свечей из керамического материала «Синаксаль». На базе этой же керамики создана свеча типа СД.

К концу 1947 года небольшая конструкторская группа выросла до 126 человек. В 1948 году после въезда КБ в новое здание создается моторная лаборатория, где проводился монтаж одноцилиндровых испытательных установок, а позже проходили испытания свечей.

В 1951 году приказом МАП главным конструктором КБ назначен Ю.И.Дмитриев.

Примерно в 1953 году, заместителем главного конструктора был назначен Е.Т.Богомолов, что существенно укрепило позиции КБ. К этому времени был создан достаточно полноценный задел технических разработок, переданных и передаваемых в серийное производство, которые послужили надежным фундаментом всей дальнейшей работы КБ по обеспечению отечественного двигателестроения современными системами зажигания.

1956 год. Этот год по праву является днем рождения электронной автоматики в авиационной отрасли СССР. Тогда состоялся выпуск первого опытного электронного ограничителя температуры и был разработан корректор оборотов.

В том же году главным конструктором КБ был назначен лауреат Государственной премии СССР Евгений Трифонович Богомолов.

25 июня 1957 года постановлением Совета Министров СССР №713-342 КБ получило самостоятельный статус с условным наименованием почтовый ящик 140.

В связи с бурным ростом отечественного газотурбинного двигателестроения, КБ в 1957-1962 гг. начало разработку емкостных систем зажигания, работающих с искровыми и полупроводниковыми свечами. Это было большим шагом вперед в развитии систем зажигания в отрасли.

В мае 1959 года главным конструктором был назначен приказом МАП Василий Филиппович Гражданкин.

К 1960 году в КБ уже работало 324 человека. Объем выполняемых работ возрос в 3,2 раза по сравнению с 1947 годом.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР №758/316 от 8 ноября 1964 года и приказом МАП №175 от 30 апреля 1966 года нашему предприятию было дано открытое наименование: Уфимское агрегатное конструкторское бюро «Молния».

Стремление к повышению точности поддержания параметров авиационного двигателя, от чего в немалой степени зависят его ресурс и экономичность, остро встал вопрос максимального использования цифровых методов обработки информации о состоянии рабочего процесса в двигателе. В 1963 году был начат процесс разработки цифровой интегрирующей машины. В 1966 году первый образец машины был передан в Академию наук СССР. Дальнейший прогресс в развитии электронной техники привел к качественно новому этапу – микроэлектронике. Начался выпуск агрегатов на интегральных микросхемах. Конец шестидесятых – время зарождения комплексной системы регулирования двигателей с применением управляющих бортовых вычислительных машин. Это стало новым направлением работ, как конструктивных, так и схематических.

В это время КБ пополнилось значительным числом молодых специалистов с большим потенциалом знаний, полных энергии и желания творить. К этому периоду объем разработок возрос по сравнению с 1947 годом почти в 20 раз, а численность работников предприятия возросла до 1300 человек. Производственные площади возросли в 3,6 раза.

Таким образом, из малочисленной организации, занимающейся разработкой свечей для поршневых двигателей, КБ выросло в технически развитое, оснащенное необходимым оборудованием многопрофильное предприятие, обеспечивающее авиационную отрасль новейшими агрегатами с применением в своих конструкциях последних достижений науки и техники.

В семидесятые годы осуществлялась политика укрупнения предприятий, создания производственных объединений. В эту волну попало и наше предприятие. Приказом МАП №355 от 30 ноября 1971 года КБ вошло в состав Уфимского агрегатного производственно- конструкторского объединения им. 50-летия СССР.

Основным показателем производственного объединения в те годы являлся валовый объем, к тому же планирование производилось от достигнутого, естественно, генеральный директор был заинтересован в выполнении плана на текущий момент. Таким образом, КБ трансформировалось в серийное конструкторское бюро, а производственные мощности опытной базы стали в основном работать на выпуск серийной продукции. Не наука стояла в авангарде, а серия стала диктовать науке. КБ постепенно теряло свою научную индивидуальность, резко уменьшилось количество разработок. И несмотря ни на что, КБ все же решало сложнейшие задачи.

В 1976 году приказом МАП главным конструктором КБ был назначен Анатолий Николаевич Дегтярев.

Работа в составе объединения продолжала осложняться. Не хватало оборудования для текущих исследований и новых разработок, образовался дефицит площадей. Несмотря на то, что в 1972 году был введен в эксплуатацию новый корпус для КБ, на строительстве которого неоднократно работали почти все члены коллектива, часть площадей была занята серийным производством. Обострились отношения между администрациями коллективов. Многие деловые предложения КБ сопровождались конфликтами. Это сказалось и на показателях работы. Количество новых разработок КБ упало в 2 раза. Сдерживался высокий творческий потенциал инженеров.

Коллектив направил письмо министру с просьбой о незамедлительном выводе КБ из объединения. 1 июня 1983 года приказом МАП №218 Уфимское конструкторское бюро «Молния» было выведено из состава объединения и снова стало самостоятельным предприятием. Открылась широкая возможность научного поиска. Коллектив интенсивно стал восстанавливать утраченный потенциал.

С 1980 по 1986 годы – разработка и освоение в серийном производстве первой отечественной бортовой встраиваемой микроЭВМ «Молния-Д», вошедшей в состав ряда авиационных систем управления.

В 1986 году – КБ «Молния» становится головным разработчиком систем автоматического регулирования ГТД и интегрированных САУ силовыми установками летательных аппаратов. Предприятие продолжает заниматься системами зажигания для всех типов воздушно-реактивных двигательных установок

Конец 80-х -90-е гг. – кризис в стране и отрасли привел к кризису на предприятии: произошло резкое снижение объемов производства, и как следствие - сокращение кадров.

С 1 октября 1991 года по 26 марта 1996 года начальником УАКБ «Молния» был Чистяков Валентин Васильевич.

С 1991 года КБ "Молния" разработаны и освоены в собственном серийном производстве агрегаты и свечи зажигания нового поколения, которые в настоящее время успешно эксплуатируются на двигателях ПС-90А, ПС-90А1, ПС-90А-76, ПС-90А2, Д-436Т1/ТП, Д-436-148, АЛ-31ФП, АЛ-31ФН, АЛ-31ФМ1, АИ-222-25, ТА14-130, ТА-14, ТА18, ТА18-200, ТВ3-117 всех модификаций, в том числе ТВ3-117СБМ1, ТВ7-117СБМ-1В, ВК-2500, ТВ7-117С(Т,М), ВСУ-10, ТВД-20, Д-30КУ-154, Д-30КП, АИ-450МС, Д-27, М-14, изд.36М, 37-01, а также используются в промышленных газотурбинных установках ПС-90ГП-1, ПС-90ГП-2, ПС-90ГП-3, ПС-90ЭУ-16, ПС-90ГП-25, НК-14СТ, НК-16СТ, НК-36СТ, НК-37СТ, НК-38СТ, Д-30ЭУ-1, Д-30ЭУ-2, Д-30ЭУ-6, АЛ-31СТ, Д-336Э, СЭС-75, ДР-59Л, ДЖ-59Л2, ГТД-6РМ, ГТД-8/РМ, ГТДЭ-10 и др.

В соответствии с приказом Министерства оборонной промышленности Российской Федерации №101к-р от 30.08.1996 г. с 1 сентября 1996 года генеральным директором – главным конструктором КБ «Молния» был назначен Распопов Евгений Викторович

В этом же году КБ «Молния» получает статус научно-производственного предприятия. Полным наименованием предприятия стало: Федеральное государственное унитарное предприятие «Уфимское научно-производственное предприятие «Молния» (ФГУП УНПП «Молния»)

С 1996 года - всю номенклатуру разрабатываемой продукции УНПП «Молния» производит самостоятельно.

С 1999 года – предприятие улучшает финансово-экономические показатели.

В 2003-2006 годах предприятием был разработан и внедрен на серийные двигатели ряд экологически чистых агрегатов зажигания (без радиоактивных ЭРИ) с увеличенным в несколько раз ресурсом, уменьшенной до 40% массой, и в 4 раза более стабильными выходными параметрами, соответствующими новым требованиям по ЭМС и стойкости к молнии, повышенной вибропрочности. Это позволило уменьшить стоимость жизненного цикла системы зажигания для самого массового семейства двигателей ТВ3-117 примерно в 1,5 раза. Аналогичные работы по уменьшению стоимости жизненного цикла проводятся по системам зажигания двигателей Д-436-148, двигателей семейства ПС-90А.

Предприятие является поставщиком системы генерирования СГА-ОН и производителем одного из его компонентов – преобразователя ПЧА. Система СГА-ОН предназначена для питания электрооборудования летательного аппарата трехфазным стабилизированным напряжением переменного тока стабильной частоты 115/200В 400Гц (постоянно действующий канал переменного тока) и в режиме авторотации авиационного двигателя – напряжением постоянного тока 27В (канал постоянного тока).

Преобразователь ПЧА построен по модульному принципу, что повышает его отказоустойчивость. Разработанные АО УНПП «Молния» преобразователи частоты применяются на системах электроснабжения самолетов Ту-204, Ту-214.

АО УНПП «Молния» - это более 16000 кв. метров площадей в г.Уфе и г.Жуковском Московской области, оборудованных под лаборатории разработчиков, конструкторов, технологов, под производственные цеха, испытательные боксы.

Используемые на предприятии САПР, автоматизированные производственные технологические процессы, автоматизированные системы управления качеством интегрированной логистической поддержкой эксплуатации производимых изделий объединены на основе сетевых технологий в единую информационно-управляющую систему предприятия, позволяющую интегрироваться с информационными системами разработчиков самолетов, авиационных двигателей и эксплуатирующих организаций.

Предприятие располагает рядом испытательных стендов и установок, обеспечивающих проведение необходимых видов испытаний, в том числе комплексных, для разрабатываемых и выпускаемых изделий авиационной техники. В настоящее время реализуется программа модернизации испытательных стендов.

Технологическое испытательное оборудование (ТИО БПР-88 серии 4) предназначено для контроля статических и динамических параметров блока предельных регуляторов БПР-88 серии 4.

Устройство информационного моделирования самолетных систем (УИМСС) предназначено для имитации самолетных систем, взаимодействующих с блоком регулирования и контроля по мультиплексному каналу информационного обмена, а также для выполнения функций контрольно-проверочной аппаратуры, взаимодействующей с блоком регулирования и контроля по последовательному каналу информационного обмена.

На территории Летного исследовательского института в г.Жуковском располагается испытательная база предприятия, предназначенная для обеспечения опытно-летных испытаний разрабатываемых образцов изделий авиационной техники.

Системные методы управления качеством (на основе стандартов 9001:2015, EN 9100:2018) и эксплуатационной надежностью изделий авиационной техники, разрабатываемых и производимых на предприятии, позволяют гарантированно выполнять самые жесткие требования заказчиков и потребителей на протяжении всего жизненного цикла.

Имитатор КСКВ (Комплексная Система Кондиционирования Воздуха) для испытательного стенда «Электронная птица» SSJ-NEW (ЭП SSJ-NEW) предназначен для:

- имитации работы системы КСКВ и ее взаимодействия со смежными

системами в составе стенда ЭП;

- использования в стендовых испытаниях по программе SSJ-NEW;

- проведения доводочных и сертификационных испытаний в рамках

реализации программы SSJ-NEW в составе комплекса «ЭП-NEW».

 

С 2006 года - начаты исследовательские работы по формированию облика систем зажигания следующего поколения для перспективных ГТД.

С 20-х годов предприятие проводит активные работы в интересах нефтяной и газовой промышленности и ТЭК. Доля неавиационной продукции в общем объеме производства составляет около 10 %. С 2007 года начата разработка и серийное производство взрывозащищенных устройств зажигания для наземной техники.

Наряду с разработкой изделий управления, контроля и защиты ГТД АО УНПП «Молния» в последние годы ведется разработка компонентов систем жизнеобеспечения самолетов: пожарной защиты, кондиционирования воздуха, автоматического регулирования давления. В 2009 году завершена разработка системы зажигания с изменяемыми выходными параметрами для двигателя ПС-90А2.

С 2009 года АО УНПП «Молния» вошло в состав холдинга «Технодинамика» Госкорпорации «Ростех».

1 июля 2011 г. – в соответствии с Указом Президента от 10.07.2008 г. № 1052 о приватизации предприятий, предприятие преобразовано в Открытое акционерное общество. Новое наименование предприятия: Открытое акционерное общество «Уфимское научно-производственное предприятие «Молния» (ОАО УНПП «Молния»). Ведомственная принадлежность: Госкорпорация «Ростех», АО «Авиационное оборудование».

В 2012 году завершена разработка системы зажигания для двигателей РД-33МК.

В 2013 году взрывозащищённая плазменно-струйная система зажигания удовлетворительно выдержала испытания в составе морского (судового) двухтопливного двигателя ГТД Е70/8РД разработки ПАО «ОДК-Сатурн», пополнив ряд адаптированных к морским условиям систем зажигания ранее согласованных к применению на двигателях М75РУ, М70ФРУ.

В 2016 году завершена разработка взрывозащищённого устройства зажигания УЗ-6.1 для двигателей ПС-90ГП-25А, обеспечена сертификация конструкции и производства устройства на соответствие Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 012/2011, получен Сертификат соответствия №ТС RU С-RU.МШ06.В.00211 от 25.02.2016г.

В 2017 году проведены работы по согласованию разрешения применения агрегата СКНА-22-2М, свечи СП 70 и высоковольтной арматуры в составе морских (судовых) ГТД М70ФРУ-2, М70ФРУ-Реверс, М90ФР и определён объём технического обслуживания для обеспечения заданных ресурсных показателей. Выполнено закрытие «Эскизного проекта» по разработке электрической системы зажигания ракетного двигателя малой тяги в рамках Контракта с «КБХиммаш им. А.М. Исаева» филиал АО «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева».

В 2018 году завершена разработка системы зажигания для семейства перспективных двигателей ПД-14 в составе многорежимного агрегата ПВФ-22-20-10МД, проводов зажигания высоковольтных ПЗВ-14Д1(2) кл. М свечей зажигания СП-14МС. Конструкторской документации на составные части системы зажигания присвоена лит. «О1». Обеспечена разработка АО «ОКБ КП» провода зажигания высоковольтного повышенной электрической прочности.

В 2020 году обеспечено выполнение этапа «Технический проект» по системе зажигания двигателя ПД-35.

На УНПП «Молния» уделяется большое внимание социальным вопросам для сотрудников предприятия.

Как высокотехнологичная компания, ориентированная на привлечение молодых перспективных специалистов, предприятие имеет различные программы для этой категории работников. В «Молнии» выработаны эффективные инструменты привлечения молодежи, в том числе специальные социальные условия, широкие возможности обучения за счет средств предприятия, карьерный и профессиональный рост, возможность участия в различных форумах, выставках и конференциях. Предприятие является лидером в своей отрасли, что дает возможность молодым специалистам участвовать в уникальных проектах международного масштаба.

Большое значение для привлечения и стабильности персонала имеет проводимая на предприятии действенная социальная политика, основанная на 2 основных принципах:

- конкретизация социальных программ в экономическом планировании;

- результативность социальных программ.

Сегодня, Акционерное общество «Уфимское научно-производственное предприятие «Молния», входящее в состав холдинга «Технодинамика» – является ведущим российским предприятием в области авиационного агрегатостроения. История предприятия насчитывает восемь десятилетий.

В 2020 году по итогам отраслевого смотра-конкурса в социально-экономическом и профсоюзном соревновании среди организаций машиностроительного комплекса Республики Башкортостан с численностью работающих до 1000 человек АО УНПП «Молния» заняло 1 место с вручением Диплома.

По итогам конкурса «Лучшая организация условий и охраны труда», проводимого Министерством промышленности и энергетики Республики Башкортостан, Башкирским Региональным отделением Общероссийской общественной Организации «Союз машиностроителей России» и Ассоциацией организаций профсоюзов машиностроительных отраслей промышленности Республики Башкортостан, АО УНПП «Молния» заняло 2-ое место с вручением Диплома.

Сотрудники предприятия неоднократно были победителями технических конкурсов:

Корпоративный конкурс «Лучший по праву» в АО «Технодинамика» (2020г) - Хусаинов Э.Н.

Всероссийский конкурс «Инженер года» номинация «Профессиональные инженеры», профессиональный инженер России в номинации «Машиностроение» (2018г.) - Музафаров Н.Р.

Победители конкурса на назначение стипендии работникам ОПК Минпромторг РФ (2020г.) - Домбровский В.П., Шилина Д.А.

Лауреат Всероссийского конкурса «Инженер года» номинация «Профессиональные инженеры», профессиональный инженер России в номинации «Машиностроение» (2021г.) - Домбровский О.П.

 

 

Генеральный директор с 2017 г.

Дорфман
Дорфман Борис Соломонович

Генеральный директор-главный конструктор с 1996 по 2017 гг.


Распопов
Евгений Викторович

Главные конструктора и руководители отделений

dir05
Богомолов
Евгений
Трифонович

(1956-1959 гг.)
dir04
Гражданкин
Василий
Филиппович

(1959-1976 гг.)
dir03
Дегтярев
Анатолий
Николаевич

(1977-1991 гг.)
dir02
Чистяков
Валентин

Васильевич
(1991-1996 гг.)

dir07

Воронков Петр Филиппович
главный конструктор КБ (1941-1943 гг.)

dir08

Чекунов Николай Анатольевич
главный конструктор КБ (1943-1951 гг.)

dir06

Дмитриев Юрий Иосифович
главный конструктор КБ  (1951-1956 гг.)

dir09

Хайновский Борис Тимофеевич
Руководитель отделения систем зажигания
(1956-1983 гг.)

dir10

Фролов Анатолий Николаевич
Основатель и руко- водитель отделения систем электронной автоматики
(1957-1984 гг.)